Деятельность коррекционного блока для детей с ОВЗ
Обеспечение условий для детей ОВЗ
Положение о группе ОВЗ Особый ребенок
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении функционируют 10 групп(1 младшая — 1, 2 младшая — 1, средняя — 2, старшая — 2, подготовительная — 2, кратковременная группа компенсирующей направленности «Особый ребенок»- 2, кратковременная группа раннего возраста «Первые шаги»-1), во всех группах оборудованы спальные комнаты, которые отделены друг от друга.
В учреждении имеется достаточная материально-техническая база, создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая современным санитарным, методическим требованиям, в том числе для детей, имеющих особые возможности здоровья.
Помещения групповых комнат отвечают педагогическим и гигиеническим требованиям. Каждая группа имеет свой вход. Предметно-пространственная организация групповых помещений обеспечивает высокий уровень интеллектуального, эмоционального и личностного развития детей (выделены и оборудованы зоны для игры, занятий, отдыха; имеются игрушки и дидактические пособия для интеллектуального, сенсорного развития, разных видов деятельности). Оборудование соответствует росту и возрасту детей, в том числе особенностям детей, имеющих особые возможности здоровья.
На базе МДОБУ ЦРР «Д/с- № 24 «Улыбка» в рамках реализации программы ДОСТУПНАЯ СРЕДА функционирует «Блок коррекционной помощи» для детей-инвалидов и ОВЗ,, целью которого является оказание помощи в развитии, адаптации, реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание безбаръерной доступной среды для детей-инвалидов, что является приоритетным направлением государственной социальной политики.
В блок коррекционной помощи входят несколько помещений: группа для детей инвалидов, кабинеты специалистов: логопеда, логопеда-дефектолога, физкультурный зал. Кабинеты специалистов находятся на первом этаже, рядом с группой для детей-инвалидов, что облегчает проведение образовательного процесса, а также сенсорная комната.
Применение современных методов оздоровления и здоровьесбережения является необходимой основой в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одной из современных технологий реабилитации детей является работа в специально организованном (интерактивном) пространстве сенсорных комнат с применением свето-цвето-звукового оборудования и мягкого наполнения окружающей среды.
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки навыков саморегуляции и расслабления. Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты: мягкого света, расслабляющей музыки — помогают ребенку максимально расслабиться, успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения, расширить круг представлений об окружающем. Пребывание ребенка в новой необычной обстановке сенсорной комнаты позволяет ему раскрепоститься, настроиться на активную деятельность, создает благоприятный эмоциональный фон.
Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения,
Интерактивная панель «Таинственная лунная ночь! Зажги луну и звезды!» Замечательная панель, совмещает в себе пузырьковые панели и светодиодное интерактивное освещение. Ребенок может самостоятельно включать и выключать все эффекты с пульта управления или с помощью кнопочек на панели – зажечь луну или звезды, зажечь свет в окне домика.
Воздушно-пузырьковые световые колонны значительно усиливают сенсорные ощущения. В них перемещаются пузырьки воздуха, меняется цвет воды и можно наблюдать за медленным движением разноцветных рыбок. При этом развиваются зрительное восприятие, внимание, координация, а также состояние покоя, расслабление.
Для развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата, создания положительного эмоционального настроения во время занятий используются «сухой бассейн», наполненный шариками, а также напольные тактильные дорожки.
Сенсорная (тактильная) дорожка состоит из разноцветных и разнофактурных модулей с различными тактильными поверхностями (мягкая, жесткая, гладкая, шероховатая, колкая).
Настенное интерактивная панель «Бесконечность» дает различные стимулирующие визуальные, акустические и тактильные эффекты, развивают пространственные ощущения.
Фибероптические волокна «Звездный дождь» придают визуальную, тактильную стимуляцию, чувство спокойствия. Их можно трогать, держать в руках
Интерактивный сенсорный комплекс «Радуга» — образовательный комплекс, оснащенный игровыми приложениями, направленными на развитие памяти, логического мышления, координации внимания. Внутри встроен компьютер, в наличие имеются развивающие приложения, соответствующие ФГОС.
Фридрих Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». Данный дидактический материал развивает у детей дошкольного возраста познавательную, речевую, игровую, двигательную и творческую активности, способствует организации самостоятельной игровой деятельности детей.
Важный элемент данной комнаты — это релаксация, каждый ребенок может лечь на мягкий пуф, который придаст ему удобное положение тела, или на мягком покрытии, что будет способствовать полному расслаблению. Во время отдыха, релаксации и для визуализации звучит успокаивающая музыка и включается звездное небо.
Вывод: Для детей с ОВЗ созданы все условия для реабилитации и сохранение физического и психического здоровья воспитанников; реализация модели развивающей предметно пространственной среды в рамках инклюзивного образования.
В кратковременной группе компенсирующей направленности имеется инвалидное кресло, специальный стол-опора для детей ДЦП, туалет оборудован сенсорными кранами и поручнями.
Кроме того, для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в детском саду имеется достаточное количество учебно-наглядных пособий, методической литературы, телевизор, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, компьютеры, множительная техника.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Доступ в здание осуществляется при помощи пандуса, так же имеется кнопка вызова и вывеска наименования учреждения со шрифтом Брайля. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, обеспечен по средствам предоставления сопровождающего лица. Первый этаж оборудован поручнями для обеспечения продвижения воспитанников ОВЗ до группы компенсирующей направленности.Вход в здание оборудован доступными для инвалидов элементами информации об объекте. Оборудована кнопка вызова персонала, пандус.По внутреннему периметру здания расположены знаки доступности, поручни.Двери в помещения на путях движения инвалидов не имеют порогов. Двери и ограждения выполнены из ударопрочного материала.Прозрачные полотна дверей имеют яркую контрастную маркировку в виде желтого круга.Дверные проемы на путях движения инвалидов обрамлены контрастной лентой желтого цвета.На первой и последней ступенях лестничных маршей нанесены сигнальные полосы желтого цвета.
Организация коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-воспитательный процесс осуществляется в соответствии с основной адаптированной образовательной программой Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №24 «Улыбка», разработанной с учётом АООП МДОБУ ЦРР — д/с № 24 «Улыбка». Разработанные специалистами программы выстроены согласно требованиям ФГОС ДО и заключениям ПМПК. Большая часть воспитанников занимается по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) авторов-составителей Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Дети других нозологических групп занимаются по совмещённым индивидуальным образовательным маршрутам и программам, направленным на компенсацию их нарушенных функций. Для детей-инвалидов программы учитывают рекомендации индивидуальных программ реабилитации и абилитации.
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах
№
п/п |
Наименование
программы |
Уровень
образования |
Формы
обучения |
Норматив
ный срок обучения |
Срок
Государственной аккредитации |
Источник
финансирования |
Числен
ность обучающихся |
1
|
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МДОБУ ЦРР-д/с № 24 «Улыбка»
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями Принята на Педагогическом Совете — Протокол №3 от 27.08.2021 года, утверждена приказом заведующего от 10.09.2021 № 84-а |
дошкольное |
очная |
3 года |
В соответствии
с ч.1 ст.92 Федерального закона №273-ФЗ государственная аккредитация не проводится |
за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета |
10 чел. |
за счёт
бюджетов субъектов Российской Федерации (Бюджет Приморского края) |
10 чел. | ||||||
За счёт
местного бюджета |
10 чeл. | ||||||
по договорам
об образовании за счет средств физических и (или) юридических |
0 чел. |
Комплектование коррекционных групп (1 полугодие 2021 года):
Группа | Возраст | Количество детей |
№ 7(компенсирующая разновозрастная) | 4 – 6 лет | 8 детей |
№ 8 (компенсирующая разновозрастная) | 4 – 7 лет | 8 детей |
Инвалидность:
Группа | Имеют инвалидность | Не имеют инвалидность |
№ 7(компенсирующая разновозрастная) | 5 | 3 |
№ 8 (компенсирующая разновозрастная) | 6 | 2 |
Режим:
Группа | Режим работы | Количество часов |
№ 7(компенсирующая разновозрастная) | 08:00 – 12:00 | 4 часа |
№ 8 (компенсирующая разновозрастная) | 12:00 – 17:00 | 5 часов |
Комплектование коррекционной группы (2-е полугодие 2021 года):
Группа | Возраст | Количество детей |
№ 7(компенсирующая разновозрастная) | 4 — 7лет | 8 детей |
Инвалидность:
Группа | Имеют инвалидность | Не имеют инвалидность |
№ 7(компенсирующая разновозрастная) | 6 | 2 |
Режим:
Группа | Режим работы | Количество часов |
№ 7(компенсирующая разновозрастная) | 08:00 – 13:00 | 5 часов |
Коррекционная группа «Особый ребенок» функционируют в режиме 5-дневной недели
Формы работы:
- Индивидуальные занятия
- Подгрупповые занятия
- Групповые занятия
- Совместная образовательная деятельность.
В соответствии с направлениями профессиональной деятельности определяются ориентиры развития, воспитания, обучения детей с ОВЗ, обусловленные особыми образовательными потребностями детей.
Диагностическое направление:
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума;
- индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения образовательной программы и оценка динамики развития;
- раннее выявление недостатков в развитии и получение специальной психолого-педагогической помощи на дошкольном этапе образования;
- обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в общеобразовательную среду;
Коррекционное направление:
- обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности);
- щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;
- изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность освоения образовательной программы;
- обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной, сенсорной, речевой и двигательной сфер;
- изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);
- разработка и реализация и индивидуальных программ коррекционной работы; организация индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития;
Консультативное направление:
- консультационная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ (в первую очередь, связанными с развитием коммуникативной деятельности, формированием средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения);
- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса (например, к ним относится постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению; формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельности и др.);
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ (в особенности, связанными с целенаправленным развитием предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов);
Просветительское направление:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ (например, по развитию всех компонентов речи, речеязыковой и познавательной компетентности и социального интеллекта);
- организация различных форм просветительской деятельности, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ (например, приоритетности целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирования предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности).
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ