Образовательные ориентиры ФГОС ДОО
В качестве целевых ориентиров в соответствии с ФГОС дошкольного образования принято рассматривать возможные психологические и социальные достижения воспитанников на этапе завершения обучения в ДОУ. Тут принято определять: обладает ли ребенок навыками самостоятельной деятельности в разных сферах, может ли проявлять инициативность; как ребенок реализует свои идеи в занятиях; может ли ребенок активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, занимается ли совместной деятельностью; умеет ли воспитанник использовать различные социальные нормы и правила, различать учебную и игровую деятельность; насколько развиты разные способности и умения ребенка (рисование, придумывание сказок, танцы, пение и т.п.); насколько качественно у ребенка развита устная речь, может ли он полностью доносить свои мысли до взрослых. Получается ли у него фантазировать и высказывать мысли вслух; насколько ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; достаточны ли начальные знания ребенка о себе, своем окружении, мире; может ли ребёнок самостоятельно принимать решения, используя накопленные знания и опыт. Использование целевых ориентиров происходит в таких случаях: учредителями для определения перспектив развития учреждения, формирования образовательной политики в нем, являясь основанием для финансового планирования; медработниками в качестве ориентира для выбора примерной образовательной программы, концепции построения взаимоотношений с семьями воспитанников, оценки профессиональной деятельности; методистами (авторами программ и исследователями) для изучения социально-психологических характеристик дошкольников возрастом от 2 месяцев до 7 лет; общественностью и родителями. Воспитателям и родителям следует помнить, что дошкольное образование преследует цель развития у детей произвольности, самостоятельности, творческой активности. При этом отметим, что во ФГОС дошкольного образования заложены определенные возрастные характеристики и социально-нормативные стандарты развития воспитанников. Но нужно понимать и то, что в соответствии с законодательством непосредственно мониторинг ООП запрещен. И тут на помощь как раз могут прийти целевые ориентиры. «Мы разрабатываем такую программу, я, наверное, впервые об этом скажу, помощи родителям, у которых родился ребенок, именно с точки зрения того, как его воспитывать. Ребенок в дошкольном возрасте должен максимально развиваться, он должен общаться со сверстниками, играть, у него должны развиваться все основные психологические функции. А в школе его уже потом научат читать и писать.» Министр просвещения России, Кравцов Сергей Сергеевич Согласно ФГОС в целевые ориентиры заложены такие компетентности:
Социальная компетенция — выражается в моменте сопереживания дошкольников окружающему миру, сверстникам или предметам игры (например, игра с куклами). Деятельностная компетенция – выражается в том, что все действия, которые выполняют дошкольники, приносят им удовольствие. У них получается не только делать, но и планировать и осуществлять задуманное. Коммуникативная компетенция — ребенок инициирует общение, во время которого использует вербальные и невербальные средства (жесты, мимику), отвечает на адресованные ему вопросы, во многом копирует интонации и тембр речи взрослых, подражает им. Информационная компетенция – выражается в любопытстве и поиске новой для себя информации . Здоровьесберегающая компетенция –она не является осознанной настолько, насколько у взрослых, но при занятии активными играми , физической деятельностью ребёнок осваивает именно ее.
Эти компетенции многогранны и поэтому оценивая готовность дошкольника к будущему можно использовать более узкие целевые ориентиры. Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС могут содержаться в таких аспектах: развитие любознательности. Ребенку интересен окружающий мир, предметы в нем, деятельность и различные поступки взрослых. Новые вещи всегда находят эмоциональный отклик. Ему легко и интересно наблюдать за сверстниками; развитие социально-бытовых навыков. Ребёнок понимает для чего нужны различные предметы, может на минимальном уровне ухаживать за собой, убирает за собой. В играх и бытовых ситуациях старается быть самостоятельным; развитие общения. Ребенок свободно разговаривает, включаясь в общение со сверстниками и взрослыми, понимая их и уверенно им подражая. Ребенок умеет формулировать вопросы, знает название игрушек и предметов, которые его окружают. Негативно относится к проявлениям жадности, жестокости и грубости, старается быть вежливым, имеет базовые представления о правилах поведения на улице, в детском саду и дома; развитие навыков основной деятельности. Ребенку легко даются ситуационные игры, он спокойно повторяет деятельность взрослых, интересуется новыми занятиями; развитие психофизиологических особенностей. У ребенка развитие мелкой моторики уступает развитию крупной, которая более динамична для дошкольного возраста. Ребенок все больше старается на результат, чем для игры. Источник: https://www.resobr.ru/article/63326-qqq-2018-m8-tselevye-orientiry-doshkolnogo-obrazovaniya
Уважаемые родители, с целью проведения исследования по вопросам пребывания детей в детском саду с первого года жизни, просим Вас заполнить анкету.
- Instrukciya_k_interaktivnoy_pamyatke
- opisaniye_pokazateley_i_urovney_razvitiya_iniciativi
- opisaniye_pokazateley_i_urovney_razvitiya_iniciativi
- primer_karty_razvitiya
- primer_karty_razvitiya
- universalnaya_karta_moyego_rebyenka
- universalnaya_karta_moyego_re
КУРСЫ
для родителей по вопросам дошкольной педагогики, детской психологии, основам семейного воспитания
Курсы для родителей – это форма дополнительного образования взрослых. Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе.
Формой организации Курсов является дистанционное обучение посредством сети Интернет, предполагающее размещение на сайте МДОБУ ЦРР-д/с № 24 «Улыбка» информационно-методических материалов тематических модулей.
По окончании Курсов обучающимся будут вручены сертификаты с присвоением статуса «Успешные родители».
Цель деятельности курсов:
- повысить педагогическую культуру родителей, объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития каждого ребёнка;
- создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений.
Задачи курсов:
- создать единое образовательное пространство «Дошкольное учреждение – Семья»;
- познакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики и детской психологии;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм общественно-семейного взаимодействия;
- оказать педагогическую поддержку семье в воспитании дошкольника;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Правовой основой организации курсов по вопросам детской педагогики и психологии для родителей являются:
- Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Перечень поручений Президента РФ от 12.12.2014 г. № ПР-2876 по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»;
- Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;
- Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ»;
К работе курсов привлечены: воспитатели групп и специалисты ДОУ: старший воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в разных областях развития и воспитания детей.
Приказ от 01.08.2022 № 102-А «Об утверждении плана — графика курсов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогике на 2022-2023 учебный год
План-график курсов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогики в МДОБУ ЦРР-д/с № 24 «Улыбка» г. Арсеньев
месяц | тема мероприятия | ссылка на лекцию |
сентябрь | Лекция 1. Детская психология. Основные направления психического развития ребенка. | |
Лекция 2.Раннее детство от 1-3 лет. Кризис 3 лет | https://cloud.mail.ru/public/7hin/C4sMLFxEX | |
октябрь | Лекция 3. Психологические особенности детей дошкольного возраста. | https://cloud.mail.ru/public/7hin/C4sMLFxEX |
Лекция 4. Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка. Бесконфликтное общение в семье. | ||
ноябрь | Лекция 5. Основы семейного воспитания | /tinybrowser_subsites/_ds2_/images/5555.doc |
Лекция 6. Развитие универсальных учебных действий. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Кризис 7 лет. | ||
декабрь | Лекция 7. Развитие познавательных процессов у дошкольников. | |
Лекция 8. Развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. | ||
январь | Лекция 9. Гендерное развитие ребенка. Особенности воспитания девочек и мальчиков. | https://cloud.mail.ru/public/ApWT/ufPaD5yo9 |
Лекция 10. Режим дня ребенка старшего дошкольного возраста. | https://cloud.mail.ru/public/CSZu/ike1A1Yxy | |
февраль | Лекция 11. Ошибки семейного воспитания | http://ds3kogalym.ucoz.ru/dlyavacroditeli/kursi/5_oshibki_ |
Лекция 12. Привила общения ребенка в семье | http://ds3kogalym.ucoz.ru/dlyavacroditeli/6_pravila_ | |
март | Лекция 13. Детская ложь | /tinybrowser_subsites/_ds2_/images/110011.docx |
Лекция 14. Не делайте из ребенка кумира | http://ds3kogalym.ucoz.ru/dlyavacroditeli/kursi/16_ne-delajte-iz-rebenka-kumira.docx | |
апрель | Лекция 15. Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать? | http://ds3kogalym.ucoz.ru/dlyavacroditeli/kursi/pcixolog/chto |
Лекция 16. Мультфильмы в жизни ребенка | /tinybrowser_subsites/_ds2_/images/66443.docx | |
май | Лекция 17. Семейный бюджет | /tinybrowser_subsites/_ds2_/images/99665.doc |
Лекция 18. Психологические особенности детей с ОВЗ | /tinybrowser_subsites/_ds2_/images/885533.doc | |
июнь | Лекция 19. Влияние образа жизни родителей на психическое здоровье детей | http://ds3kogalym.ucoz.ru/dlyavacroditeli/kursi/pcixolog/vlijanie |
Мультфильм «О воспитании детей» | youtube.com›watch?v=wTyRGFcGec0 | |
Открытый УРОК СТОПВИЧСПИД | https://www.youtube.com/watch?v=fstL4_PpowY | |
Мультфильм «Дети нашего времени!» | youtube.com›watch?v=9iWrTMADFik |
- Плата за сад
- Диагностика и коррекция детей с дефицитом внимания
- Гиперактивный дошкольник
- РАС
- ФГОС для особенных детей
- Основные признаки РАС
- РАС(куда обратиться за помощью семье ребенка с РАС)
- Про ПМПК
- Инклюзивное образование
- Выбор маршрута образования
- Выбор профессиональной траектории ЛОВЗ
- Выбор маршрута образования ОВЗ