Доступная среда

Деятельность коррекционного блока для детей с ОВЗ

Обеспечение условий для детей ОВЗ

Сопровождение детей с ОВЗ

Положение о группе ОВЗ Особый ребенок

Специально оборудованные учебные кабинеты

В учреждении функционируют 10 групп(1 младшая — 1, 2 младшая — 1, средняя — 2, старшая — 2, подготовительная — 2, кратковременная группа  компенсирующей направленности  «Особый ребенок»- 2, кратковременная группа раннего возраста «Первые шаги»-1), во всех группах оборудованы спальные комнаты, которые отделены друг от друга.
В учреждении имеется достаточная материально-техническая база, создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая современным санитарным, методическим требованиям, в том числе для детей, имеющих особые возможности здоровья.

Помещения групповых комнат отвечают педагогическим и гигиеническим требованиям. Каждая группа имеет свой вход. Предметно-пространственная организация групповых помещений обеспечивает высокий уровень интеллектуального, эмоционального и личностного развития детей (выделены и оборудованы зоны для игры, занятий, отдыха; имеются игрушки и дидактические пособия для интеллектуального, сенсорного развития, разных видов деятельности). Оборудование соответствует росту и возрасту детей, в том числе особенностям детей, имеющих особые возможности здоровья.

На базе МДОБУ ЦРР «Д/с- № 24 «Улыбка» в рамках реализации программы ДОСТУПНАЯ СРЕДА функционирует  «Блок коррекционной помощи» для детей-инвалидов и ОВЗ,, целью которого является оказание помощи в развитии, адаптации, реабилитации  детей с ограниченными возможностями здоровья, создание безбаръерной доступной среды для детей-инвалидов, что является приоритетным направлением государственной социальной политики.

 В блок коррекционной помощи  входят несколько помещений: группа для детей инвалидов, кабинеты специалистов: логопеда, логопеда-дефектолога, физкультурный зал. Кабинеты специалистов находятся  на первом этаже, рядом с группой для детей-инвалидов, что облегчает проведение образовательного процесса, а также сенсорная комната.

Применение современных методов оздоровления и здоровьесбережения является необходимой основой в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одной из современных технологий реабилитации детей является работа в специально организованном (интерактивном) пространстве сенсорных комнат с применением свето-цвето-звукового оборудования и мягкого наполнения окружающей среды.

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки навыков саморегуляции и расслабления. Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты: мягкого света, расслабляющей музыки — помогают ребенку максимально расслабиться, успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения, расширить круг представлений об окружающем. Пребывание ребенка в новой необычной обстановке сенсорной комнаты позволяет ему раскрепоститься, настроиться на активную деятельность, создает благоприятный эмоциональный фон.

Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения,

Интерактивная панель «Таинственная лунная ночь! Зажги луну и звезды!» Замечательная панель, совмещает в себе пузырьковые панели и светодиодное интерактивное освещение. Ребенок может самостоятельно включать и выключать все эффекты с пульта управления или с помощью кнопочек на панели – зажечь луну или звезды, зажечь свет в окне домика.

Воздушно-пузырьковые световые колонны значительно усиливают сенсорные ощущения. В них перемещаются пузырьки воздуха, меняется цвет воды и можно наблюдать за медленным движением разноцветных рыбок. При этом развиваются зрительное восприятие, внимание, координация, а также состояние покоя, расслабление.

Для развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата, создания положительного эмоционального настроения во время занятий используются «сухой бассейн», наполненный шариками, а также напольные тактильные дорожки.

Сенсорная (тактильная) дорожка состоит из разноцветных и разнофактурных модулей с различными тактильными поверхностями (мягкая, жесткая, гладкая, шероховатая, колкая).

Настенное интерактивная панель «Бесконечность» дает различные стимулирующие визуальные, акустические и тактильные эффекты, развивают пространственные ощущения.

Фибероптические волокна «Звездный дождь» придают визуальную, тактильную стимуляцию, чувство спокойствия. Их можно трогать, держать в руках

Интерактивный сенсорный комплекс «Радуга» — образовательный комплекс, оснащенный игровыми приложениями, направленными на развитие памяти, логического мышления, координации внимания. Внутри встроен компьютер, в наличие имеются развивающие приложения, соответствующие ФГОС.

Фридрих Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». Данный дидактический материал развивает  у детей дошкольного возраста познавательную, речевую, игровую, двигательную и творческую активности, способствует организации самостоятельной игровой деятельности детей.

Важный элемент данной комнаты — это релаксация, каждый ребенок может лечь на мягкий пуф, который придаст ему удобное положение тела, или на мягком покрытии, что будет способствовать полному расслаблению. Во время отдыха, релаксации и для визуализации звучит успокаивающая музыка и включается звездное небо.

Вывод: Для детей с ОВЗ созданы все условия для реабилитации и сохранение физического и психического здоровья воспитанников; реализация модели развивающей предметно пространственной среды в рамках инклюзивного образования.

В кратковременной группе компенсирующей направленности имеется инвалидное кресло, специальный стол-опора для детей ДЦП, туалет оборудован сенсорными кранами и поручнями.

Кроме того, для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в детском саду имеется достаточное количество учебно-наглядных пособий, методической литературы, телевизор, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, компьютеры, множительная техника.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Доступ в здание осуществляется при помощи пандуса, так же имеется кнопка вызова и вывеска наименования учреждения со шрифтом Брайля. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, обеспечен по средствам предоставления сопровождающего лица. Первый этаж оборудован поручнями для обеспечения продвижения воспитанников ОВЗ до группы компенсирующей направленности.Вход в здание оборудован доступными для инвалидов элементами информации об объекте. Оборудована кнопка вызова персонала, пандус.По внутреннему периметру здания расположены знаки доступности, поручни.Двери в помещения на путях движения инвалидов не имеют порогов. Двери и ограждения выполнены из ударопрочного материала.Прозрачные полотна дверей имеют яркую контрастную маркировку в виде желтого круга.Дверные проемы на путях движения инвалидов обрамлены контрастной лентой желтого цвета.На первой и последней ступенях лестничных маршей нанесены сигнальные полосы желтого цвета.

Организация коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-воспитательный процесс   осуществляется   в соответствии с основной адаптированной образовательной программой Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №24 «Улыбка», разработанной с учётом АООП МДОБУ ЦРР — д/с № 24 «Улыбка». Разработанные специалистами программы  выстроены согласно требованиям ФГОС ДО и заключениям ПМПК. Большая часть воспитанников занимается по адаптированной основной образовательной программе   дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) авторов-составителей Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Дети других нозологических групп  занимаются по совмещённым индивидуальным образовательным маршрутам и программам, направленным на компенсацию их нарушенных функций. Для  детей-инвалидов программы учитывают рекомендации индивидуальных программ реабилитации и абилитации.

Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах

п/п

Наименование

программы

Уровень

образования

Формы

обучения

Норматив

ный срок

обучения

Срок

Государственной аккредитации

Источник

финансирования

Числен

ность

обучающихся

1

 

 

 

 

 

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МДОБУ ЦРР-д/с № 24 «Улыбка»

для

обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Принята

на Педагогическом Совете —

Протокол

№3 от

27.08.2021 года,

утверждена приказом заведующего  от 10.09.2021 № 84-а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дошкольное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 года

В соответствии

с ч.1 ст.92 Федерального закона №273-ФЗ

государственная аккредитация не проводится

за         счет

бюджетных ассигнований федерального бюджета

10 чел.
за         счёт

бюджетов субъектов Российской Федерации (Бюджет Приморского края)

10 чел.
За счёт

местного бюджета

10 чeл.
по договорам

об

образовании

за счет средств физических и (или) юридических

0 чел.

 

Комплектование коррекционных групп (1 полугодие 2021 года):

 

Группа Возраст Количество детей
№ 7(компенсирующая разновозрастная) 4 – 6 лет 8 детей
№ 8 (компенсирующая разновозрастная) 4 – 7 лет 8 детей

Инвалидность:

Группа Имеют инвалидность Не имеют инвалидность
№ 7(компенсирующая разновозрастная) 5 3
№ 8 (компенсирующая разновозрастная) 6 2

Режим:

Группа Режим работы Количество часов
№ 7(компенсирующая разновозрастная) 08:00 – 12:00 4 часа
№ 8 (компенсирующая разновозрастная) 12:00 – 17:00 5 часов

Комплектование коррекционной группы (2-е полугодие 2021 года):

Группа Возраст Количество детей
№ 7(компенсирующая разновозрастная) 4 — 7лет 8 детей

Инвалидность:

Группа Имеют инвалидность Не имеют инвалидность
№ 7(компенсирующая разновозрастная) 6 2

Режим:

Группа Режим работы Количество часов
№ 7(компенсирующая разновозрастная) 08:00 – 13:00 5 часов

Коррекционная группа «Особый ребенок»  функционируют в режиме 5-дневной недели

Формы работы:

  • Индивидуальные занятия
  • Подгрупповые занятия
  • Групповые занятия
  • Совместная образовательная деятельность.

В соответствии с направлениями профессиональной деятельности определяются ориентиры развития, воспитания, обучения детей с ОВЗ, обусловленные особыми образовательными потребностями детей.

Диагностическое направление:

  • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума;
  • индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения образовательной программы и оценка динамики развития;
  • раннее выявление недостатков в развитии и получение специальной психолого-педагогической помощи на дошкольном этапе образования;
  • обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в общеобразовательную среду;

Коррекционное направление:

  • обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности);
  • щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;
  • изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность освоения образовательной программы;
  • обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной, познавательной, сенсорной, речевой и двигательной сфер;
  • изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);
  • разработка и реализация и индивидуальных программ коррекционной работы; организация индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития;

Консультативное направление:

  • консультационная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ (в первую очередь, связанными с развитием коммуникативной деятельности, формированием средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения);
  • выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса (например, к ним относится постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению; формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельности и др.);
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ (в особенности, связанными с целенаправленным развитием предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов);

Просветительское направление:

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ (например, по развитию всех компонентов речи, речеязыковой и познавательной компетентности и социального интеллекта);
  • организация различных форм просветительской деятельности, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ (например, приоритетности целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирования предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности).

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ССЫЛКИ НА ВАЖНЫЕ РЕСУРСЫ 
перейти к сайту ЗДЕСЬ
Сайты, посвященные аутизму
Сайты, посвященные синдрому Дауна
Сайты, посвященные ДЦП

Дата обновления страницы: 20.11.2022

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Февраль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728